Доступная среда
Дети с ОВЗ в ДОУ
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с нарушением речи (логопаты);
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- дети с умственной отсталостью;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушением поведения и общения;
- дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Порядок приема детей с ОВЗ в ДОУ
Зачисление ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида в группу компенсирующей направленности производится на основании направления (путёвки), заявления родителей (законных представителей), заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК) о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» и при наличии справки медико-социальной экспертизы (далее МСЭ), подтверждающей статус «ребенок-инвалид». В ДОУ направляются воспитанники дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МДОБУ ЦРР-д/с № 32 «АБВГДейка»
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –ДЕТСКИЙ САД № 32 «АБВГДейка»
Общее количество детей 157.
Количество групп 8.
Учреждение посещают дети с 3-х до 7 лет:
- вторая младшая общеразвивающая группа – дети с 3 до 4 лет – 1 группа;
- средняя общеразвивающая группа – дети с 4 до 5 лет – 1 группа;
- старшая общеразвивающая группа – дети с 5 до 6 лет – 1 группа;
- старшая группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи – дети с 5 до 6 лет – 1 группа;
- подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи – дети с 6 до 7 лет – 3 группы;
- подготовительная к школе общеразвивающая группа – с 6 до 7 лет – 1 группа.
Направленность групп:
- Группы общеразвивающей направленности.
2. Группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, логоневрозом, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, задержкой психического развития. 100 % детей, посещающих группы компенсирующей направленности ДОУ, имеют общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой ее стороне.
На сегодняшний день детский сад посещают 11 детей –инвалидов ( 5- 7 лет).
Дошкольное инклюзивное образование призвано обеспечить равное отношение ко всем детям, исключая любую дискриминацию воспитанников, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности. Коллектив ДОУ № 32 «АБВГДейка» реализует задачи инклюзивного образования в следующих направлениях работы:
- Создание безбарьерной среды в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает техническое переооснащение ДОУ, так и повышение квалификации педагогов на специальных курсах по проблемам инклюзивного образования. На сегодняшний день в детском саду разработан Паспорт доступности учреждения для всех категорий детей – инвалидов, который согласован с социальными органами, курирующими эту деятельность. Предусмотрен плановый текущий и капитальный ремонт учреждения, в результате которого будет обеспечена доступность в учреждение всем категориям инвалидов.
- Интеграция детей с ограниченными возможностями через приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой дошкольного образования, остающейся в целом неизменной, но приспособленной для них. Разработка образовательного маршрута, направленного на облегчение процесса адаптации и образования в дошкольном -образовательном учреждении.
Условия, которые есть на сегодняшний день в ДОУ еще не достаточны для полной инклюзии. Поэтому мы рассматриваем данный этап как переходный для полной реализации инклюзивной практики. Тем не менее, в ДОУ имеются широкие возможности для успешного развития всех категорий детей:
Наличие элементов инфраструктуры в МДОУ | |
Оздоровительные | физкультурный зал с современным спортивным оборудованием; мягкими модулями «»Веселые ребята», сухим бассейном. Плавательный бассейн. Кабинет обратной биологической связи «БОС-Здоровье». Экологически чистое пространство прилегающей территории ДОУ, оборудованные прогулочные площадки. |
Образовательные | Компьютерный класс. Кабинет М.Монтессори. Музыкальный зал. Зимний сад. Игровое оборудование в центрах активности групповых помещений, в т.ч. речевые уголки. Дидактические пособия, картотеки, фонотеки, медиатеки. Медиа-проектор, экран. |
Коррекционные | Логопедические кабинеты, оборудованные компьютерной техникой. Кабинет обратной биологической связи «ЛОГО – БОС». Релаксационные зоны в группах. |
В основной образовательной программе учреждения определено содержание коррекционной работы в виде адаптированных образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями, данные программы разрабатывает учитель –логопед на основе результатов диагностики и медицинских рекомендаций.
В ДОУ используются современные образовательные технологии, которые значительно повышают эффективность образовательного процесса, изначально разрабатывались для детей с особыми образовательными потребностями:
- Технология БОС – современная компьютерная высокоэффективная, безлекарственная технология лечения, реабилитации и оздоровления, в которой реализуется принцип обратной связи. Особенности технологии БОС: Процесс освоения диафрагмально-релаксационным типом дыхания проходит под контролем тренажера БОС «Дыхание».
- Технология «ЛОГО-БОС» — предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у детей, обучения технике чтения, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей. Эффективность методики: отличный результат при совершенствовании качества речи достигается во всех случаях; при нарушениях речи положительная динамика общего состояния и функции речи 90-95% случаев.
- Метод М. Монтессори. Методика создана выдающимся итальянским ученым, врачом-антропологом, философом, педагогом и психологом Марией Монтессори (1870-1952). Впервые методика появилась в России в 1924 году. Метод М. Монтессори уже более 100 лет применяется более чем в 80 странах мира. Главное внимание уделяется формированию мыслительных структур и социальному воспитанию ребенка. Педагог не занимает жесткой позиции в классе, ребенок — активный участник собственного учения; среда и метод побуждают к развитию внутренней самодисциплины.
- Корригирующая гимнастика – направлена на исправление дефектов и формирование правильной осанки, восстановление функций стопы у дошкольников имеющих нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата. Задачи: активизация общих и локальных обменных процессов; формирование мышечного корсета; выработка силовой и общей выносливости мышц туловища; тренировка равновесия, улучшение координации движений; восстановление дыхательного стереотипа; нормализация эмоционального тонуса; обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положениях; укрепление сводов стоп.
В ДОУ широко используются все виды занятий физической активностью, в т.ч. плаванием. Для этого имеется хорошо оборудованный спортивный зал (мягкие модули, сухой бассейн, современный спортивный инвентарь), плавательный бассейн. Применение игрового метода обучения на всех этапах обучения позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
Организация питания для детей с ОВЗ
Питание осуществляется на основе примерного десятидневного меню для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Также организовано диетическое питание для детей по показаниям лечащего врача.
В ДОУ активно используются современные образовательные технологии:
- ИКТ –технологии.
- Программа развития игровой и речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи «ДИАЛОГ ИГРЫ» (Авторский коллектив педагогов МДОБУ ЦРР № 32).
- Карты Проппа, сюжетосложение, сказкотерапия.
- Мнемотехника.
- ТРИЗ, РТВ.
- Проектирование по «Модели трех вопросов».
В целях оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ проводятся:
1) психолого-медико-педагогическое обследование детей;
2) оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям;
3) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и обучения детей и организация психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В ДОУ имеется практика оказания консультационной помощи родителям детей, имеющих проблемы в развитии, не посещающих ДОУ.
Организация коррекционно-развивающей работы.
В детском саду функционируют четыре группы компенсирующей направленности. Каждая группа включает в себя игровую, познавательную, обеденную зоны и комнату для сна, кабинет учителя-логопеда. На первом этаже располагается кабинет педагога-психолога.
Коррекционно-воспитательный процесс осуществляется в соответствии с основной адаптированной образовательной программой Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №32 «АБВГДейка». Разработанные специалистами программы выстроены согласно требованиям ФГОС ДО и заключениям ПМПК. Большая часть воспитанников занимается по комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищева
На базе МДОБУ в рамках реализации программы ДОСТУПНАЯ СРЕДА функционирует «Блок коррекционной помощи» для детей-инвалидов, целью которого является оказание помощи в развитии, адаптации, реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, создание безбаръерной доступной среды для детей-инвалидов, что является приоритетным направлением государственной социальной политики.
- Вход в здание оборудован доступными для инвалидов элементами информации об объекте. Установлена вывеска с тактильной информацией. Оборудована кнопка вызова персонала.
- По внутреннему периметру здания расположены знаки доступности.
- Двери в помещения на путях движения инвалидов не имеют порогов. Двери и ограждения выполнены из ударопрочного материала.
- Прозрачные полотна дверей имеют яркую контрастную маркировку в виде желтого круга.
- Дверные проемы на путях движения инвалидов обрамлены контрастной лентой желтого цвета.
- На первой и последней ступенях лестничных маршей нанесены сигнальные полосы желтого цвета.
- Входы в кабинеты оборудованы табличками, содержащими тактильную информацию, и расположены на высоте 0,9-1,2 метра.
- На каждом этаже размещены планы эвакуации, содержащие тактильную информацию.
- Санитарно-гигиеническое помещение группы «З» оборудовано информационной табличкой, поручнями.
- Установлено акустическое оборудование.