Доступная среда

Дети с ОВЗ в ДОУ

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

  • дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с нарушением речи (логопаты);
  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
  • дети с умственной отсталостью;
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с нарушением поведения и общения;
  • дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Порядок приема детей с ОВЗ в ДОУ

Зачисление ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида в группу компенсирующей направленности производится на основании направления (путёвки), заявления родителей (законных представителей), заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК) о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» и при наличии справки медико-социальной экспертизы (далее МСЭ), подтверждающей статус «ребенок-инвалид». В ДОУ направляются воспитанники дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МДОБУ ЦРР-д/с № 32 «АБВГДейка»

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –ДЕТСКИЙ САД № 32 «АБВГДейка»

Общее количество детей 157.

Количество групп 8.

Учреждение посещают дети с 3-х до 7 лет: 

  • вторая младшая общеразвивающая группа  – дети с 3 до 4 лет – 1 группа;
  • средняя общеразвивающая группа    – дети с 4 до 5 лет – 1 группа;
  • старшая общеразвивающая группа  – дети с 5 до 6 лет – 1 группа;
  • старшая   группа  компенсирующей направленности  для детей с общим недоразвитием речи  – дети с 5 до 6 лет –  1 группа;
  • подготовительная  к школе группа компенсирующей направленности  для детей с общим недоразвитием речи – дети с 6 до 7 лет – 3 группы;
  • подготовительная к школе общеразвивающая группа – с 6 до 7 лет – 1 группа.

Направленность групп:

  1. Группы общеразвивающей направленности.

2. Группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, логоневрозом, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, задержкой психического развития. 100 % детей, посещающих группы компенсирующей направленности ДОУ, имеют общее недоразвитие речи (ОНР) —  сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой ее стороне.

На сегодняшний день детский сад посещают 11 детей –инвалидов ( 5- 7 лет).

Дошкольное  инклюзивное  образование  призвано обеспечить  равное отношение ко всем детям, исключая любую дискриминацию воспитанников, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности. Коллектив ДОУ № 32 «АБВГДейка» реализует задачи инклюзивного образования  в следующих  направлениях работы:

  1. Создание безбарьерной   среды в обучении  и воспитании  детей  с ограниченными возможностями.  Данный комплекс мер подразумевает  техническое переооснащение ДОУ, так и повышение квалификации  педагогов на специальных   курсах по проблемам инклюзивного образования.  На сегодняшний день  в детском саду разработан  Паспорт доступности учреждения для всех категорий детей – инвалидов, который согласован с социальными органами, курирующими эту деятельность. Предусмотрен плановый текущий и капитальный ремонт учреждения, в результате которого будет обеспечена доступность в учреждение всем категориям инвалидов.
  2.   Интеграция детей с ограниченными возможностями через приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой дошкольного образования, остающейся в целом неизменной, но приспособленной для них. Разработка  образовательного маршрута, направленного на облегчение процесса адаптации и образования  в дошкольном -образовательном учреждении.

Условия, которые есть на сегодняшний день в ДОУ еще не достаточны  для полной инклюзии. Поэтому мы  рассматриваем данный этап как переходный для полной  реализации инклюзивной практики. Тем не менее, в ДОУ  имеются широкие возможности для успешного развития всех категорий детей:

Наличие элементов инфраструктуры в МДОУ
Оздоровительныефизкультурный зал с современным   спортивным оборудованием; мягкими модулями «»Веселые ребята», сухим бассейном. Плавательный бассейн.  Кабинет обратной биологической связи «БОС-Здоровье». Экологически чистое пространство прилегающей территории ДОУ, оборудованные прогулочные площадки.  
Образовательные  Компьютерный  класс. Кабинет  М.Монтессори.   Музыкальный  зал. Зимний  сад. Игровое  оборудование в центрах активности  групповых помещений, в т.ч. речевые уголки. Дидактические пособия, картотеки, фонотеки, медиатеки. Медиа-проектор, экран.
КоррекционныеЛогопедические кабинеты, оборудованные компьютерной техникой. Кабинет обратной биологической связи «ЛОГО – БОС». Релаксационные   зоны в группах.  

В  основной образовательной программе учреждения определено содержание коррекционной работы в виде  адаптированных образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями, данные программы разрабатывает учитель –логопед на основе результатов диагностики  и медицинских  рекомендаций.

В ДОУ используются  современные  образовательные технологии, которые значительно повышают эффективность образовательного процесса, изначально разрабатывались для  детей с особыми образовательными потребностями:

  • Технология БОС – современная компьютерная  высокоэффективная, безлекарственная технология лечения, реабилитации и оздоровления, в которой реализуется принцип обратной связи. Особенности технологии БОС: Процесс освоения  диафрагмально-релаксационным  типом  дыхания проходит под контролем тренажера БОС «Дыхание».
  • Технология «ЛОГО-БОС» — предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у детей, обучения технике чтения, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей.  Эффективность методики: отличный результат при совершенствовании качества речи достигается во всех случаях; при нарушениях речи положительная динамика общего состояния и функции речи 90-95% случаев.
  • Метод М. Монтессори. Методика   создана  выдающимся итальянским ученым, врачом-антропологом, философом, педагогом и психологом Марией Монтессори (1870-1952). Впервые методика появилась в России в 1924 году. Метод М. Монтессори уже более 100 лет применяется более чем в 80 странах мира. Главное внимание уделяется формированию мыслительных структур и социальному воспитанию ребенка. Педагог  не занимает жесткой позиции в классе, ребенок — активный участник собственного учения; среда и метод побуждают к развитию внутренней самодисциплины.
  • Корригирующая  гимнастика – направлена на исправление дефектов и формирование правильной осанки, восстановление функций стопы у дошкольников имеющих нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата. Задачи: активизация общих и локальных обменных процессов; формирование мышечного корсета; выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;  тренировка равновесия, улучшение координации движений; восстановление дыхательного стереотипа; нормализация эмоционального тонуса; обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее  во всех исходных положениях; укрепление сводов стоп.

В ДОУ широко используются все виды занятий физической активностью, в т.ч. плаванием. Для этого имеется хорошо оборудованный спортивный зал (мягкие модули, сухой бассейн, современный спортивный инвентарь), плавательный бассейн. Применение игрового метода обучения на всех этапах обучения  позволяет повысить эффективность  образовательного процесса.

В ДОУ активно используются современные образовательные технологии:

  • ИКТ –технологии.
  • Программа развития игровой и речевой  деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи «ДИАЛОГ ИГРЫ» (Авторский коллектив педагогов МДОБУ ЦРР № 32).
  • Карты Проппа, сюжетосложение, сказкотерапия.
  • Мнемотехника.
  • ТРИЗ, РТВ.
  • Проектирование по «Модели трех вопросов».

В целях оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ проводятся:

1)  психолого-медико-педагогическое обследование детей;

2) оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям;

3) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и обучения детей и организация психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В ДОУ имеется практика оказания консультационной помощи родителям детей, имеющих проблемы в развитии, не посещающих ДОУ.

Организация коррекционно-развивающей работы.

В детском саду функционируют четыре группы компенсирующей направленности. Каждая группа включает в себя игровую, познавательную, обеденную зоны и комнату для сна, кабинет учителя-логопеда. На первом этаже располагается кабинет педагога-психолога.

Коррекционно-воспитательный процесс   осуществляется   в соответствии с основной адаптированной образовательной программой Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №32 «АБВГДейка». Разработанные специалистами программы  выстроены согласно требованиям ФГОС ДО и заключениям ПМПК. Большая часть воспитанников занимается по комплексной образовательной программе   дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищева

На базе МДОБУ в рамках реализации программы ДОСТУПНАЯ СРЕДА функционирует  «Блок коррекционной помощи» для детей-инвалидов, целью которого является оказание помощи в развитии, адаптации, реабилитации  детей с ограниченными возможностями здоровья, создание безбаръерной доступной среды для детей-инвалидов, что является приоритетным направлением государственной социальной политики.

  1. Вход в здание оборудован доступными для инвалидов элементами информации об объекте. Установлена вывеска с тактильной информацией. Оборудована кнопка вызова персонала.
  2. По внутреннему периметру здания расположены знаки доступности.
  3. Двери в помещения на путях движения инвалидов не имеют порогов. Двери и ограждения выполнены из ударопрочного материала.
  4. Прозрачные полотна дверей имеют яркую контрастную маркировку в виде желтого круга.
  5. Дверные проемы на путях движения инвалидов обрамлены контрастной лентой желтого цвета.
  6. На первой и последней ступенях лестничных маршей нанесены сигнальные полосы желтого цвета.
  7. Входы в кабинеты оборудованы табличками, содержащими тактильную информацию, и расположены на высоте 0,9-1,2 метра.
  8. На каждом этаже размещены планы эвакуации, содержащие тактильную информацию.
  9. Санитарно-гигиеническое помещение группы «З» оборудовано информационной табличкой, поручнями.
  10. Установлено акустическое оборудование.

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТЫ

электронный адрес:

mdou-32@mail.ru

тел.: +7(42361) 4-07-34