- Направление — Культура здорового образа жизни.
- Название – «Здоровый ребенок – здоровая нация, здоровая нация – сила государства».
- Авторы — Найко Л.Ф., Ведерникова В.Е., Анищенко И.О., Григорьева Э.А., Гончарова Е.И., Титоренко А.В., Трошкина Л.А.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является сохранение и укрепление здоровья детей.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Посредством здоровьесберегающей культуры, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Познание ребенком связи здоровьесберегающей культуры и социальной действительности, удовлетворение его важнейших личностных потребностей моделирует творческую активность, инициативность, самостоятельность, организованность. Таким образом, ребенок с помощью взрослых проходит тот путь физического развития, который поможет ему быть здоровым и успешным.
Данная практика воспитания раскрывает эффективные формы работы детского сада по формированию потребности детей в здоровом образе жизни. Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. Поэтому в основу работы положен комплекс технологий, который направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Данная практика объединяет в себе все направления деятельности учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей, а также план действий по их реализации. Практика направлена на становление ценностного отношения к здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей.
Педагогический коллектив с 2002 г. ведет углубленную работу по решению задач сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Разработана авторско-составительская программа «Здоровье», которая объединила в себе лучшие на тот момент достижения педагогической практики и рекомендации медицинской науки. В ДОУ используются широкие возможности спортивно-оздоровительного комплекса: спортивный зал детского сада оборудован объемными мягкими модулями «Веселые ребята», сухим бассейном, современным спортивным оборудованием, которое используются для коррекции общей и мелкой моторики детей, развития двигательной активности, развития всех видов движения.
В течение учебного года дети посещают занятия по физкультуре, плаванию.
Проводятся спортивные досуги и развлечения, с детьми организуется проектная деятельность с целью формирования здорового образа жизни, организованы секции дополнительного образования спортивного направления (баскетбол, плавание); подготовка и проведение всех мероприятий осуществляется с активным участием родителей.
Все групповые участки детского сада озеленены, оснащены игровым оборудованием, имеется спортивная площадка, летний плавательный бассейн, шезлонги для принятия солнечных ванн, зонтики от солнца, «Сказочная поляна» с современным спортивным оборудованием.
Территория детского сада является экологически чистым, озелененным уголком города. На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы и цветники.
На территории учреждения оборудовано 11 прогулочных участков: на участках имеются все необходимое оснащение для развития двигательной активности воспитанников.
На открытой спортивной площадке имеется оборудование:
- футбольные ворота,
- баскетбольные кольца,
- шведская стенка;
- оборудована яма для прыжков;
- размечена беговая дорожка;
- оборудована площадка для спортивных игр;
- в летне-оздоровительный период на территории ДОУ функционирует открытый бассейн;
Дети и их здоровье – это главное наше богатство, которое необходимо беречь, и приумножать. C 2003 года на базе учреждения используется уникальная инновационная разработка Института биологической обратной связи — оздоровительная технология на основе компьютерных программ. Биологическая обратная связь открыла новую страницу деятельности — образовательное здоровье. Основной идеей данной технологии является обучение детей навыкам диафрагмально–релаксационного дыхания (ДРД), на основе которого строится оздоровление всего организма.
Результатом применения БОС-технологии является согласование работы сердечного и дыхательного ритмов, что является физиологическим показателем психоэмоционального здоровья.
Кроме того, использование здоровьесберегающей технологии БОС позволяет максимально эффективно и рационально организовать процесс коррекционного обучения и оздоровления дошкольников и выработать у детей с нарушениями речи правильное диафрагмально-релаксационное дыхание.
В результате, только за последние 5 лет проведено 4930 сеансов с 365 детьми, посещающими детский сад. Все дети, посещающие занятия «БОС –Здоровье» овладели навыками правильного диафрагмально- релаксационного дыхания: 87% детей используют данный тип дыхания также и вне занятий, 13% детей нуждаются в зрительном контроле. Эффективность оздоровительных сеансов составляет 100 %.
Мониторинг эффективности использования БОС –технологии в логопедической работе в старшей и подготовительной группах за 2020-2021 учебный год, по состоянию на 1 марта 2021 года (30 детей)
Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенной смены темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.
Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.
Для того, чтобы реализовывать технологию образовательных терренкуров, в нашем ДОУ создана трансформируемая среда в соответствии с меняющимися интересами и возможностями дошкольников, а именно – разработаны тематические «станции», зоны игр, подобрано необходимое оборудование и атрибуты.
Педагоги имеют в своем арсенале различные варианты образовательных терренкуров. Маршрут включает в себя не только специально созданные центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, цветники, огород и другие возможные объекты на территории ДОУ. На таких станциях проводятся познавательные беседы, наблюдения, сбор природного материала, комплекс оздоровительных физических упражнений, экспериментирование, различные виды игр.
При прохождении образовательного терренкура мы оздоравливаем организм воспитанников, повышаем уровень их инициативы, самостоятельности, двигательной и речевой активности, познавательно-исследовательской деятельности.
А чтобы вызвать у детей живой интерес, педагоги предлагают им поучаствовать в составлении образовательного маршрута.
Спасибо коллективу МДОБУ ЦРР д/с 32 «АБВГДейка» за то, что делитесь опытом работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. В «Конструкторе здоровья» прекрасно представлена модель здоровьесберегающей среды. Интересна и нова идея созданных Вами образовательных терренкуров. А опыт учителя-логопеда Григорьевой Эльвиры Александровны по программе «Технология БОС — здоровье в ДОУ» просто бесценен. Желаю творческих успехов всему педагогическому коллективу!
г. Новокузнецк
Спасибо огромное за приятные слова!